ИСТОРИЯ АВИАКОМПАНИИ AIRASIA

Для написания статьи мы изучали официальные источники, финансовые отчеты компании AirAsia, котировки акций – никаких слухов и рерайтов, поэтому перед вами ценная и актуальная информация.

СОЗДАНИЕ и РАЗВИТИЕ

Авиакомпания AirAsia была создана 20 декабря 1993 года Малазийской государственной корпорацией и так бы и канула в лету, ведь почти 10 лет предприятие крепко сидело в долгах (11 млн. долларов на момент продажи фирмы). В 2001 году предприятие купил Тони Фернандес, выбрав совершенно новый для фирмы курс на низкобюджетные перевозки и крылатую фразу в качестве девиза – «Now everyone can fly» (Теперь каждый может летать).

Первые годы эксплуатации парка и инженерные расчеты специалистов показали, что замена Боингов (на тот момент около 470 единиц) на более экономичные и современные Аэробусы A320 позволит еще снизить стоимость тарифов. Сказано-сделано – проект стартовал в 2005 и длился почти 6 лет. За это время компании удалось обогнать местного авиа монстра Malaysia Airlines, работающего на небесном рынке больше 50 лет.

На закупке воздушных судов Аир Азия не остановилась и построила в Куала-Лумпуре своими силами терминал LCCT* (Low Cost Carrier Terminal, он же KLIA2), который в 2014 стал домом авиакомпании. Новый ХАБ продуман до мелочей, может похвастаться эффективным сервисом и позволяет провести наземную подготовку борта всего за 25 минут. Цена на постой самолетов здесь одна из самых низких в мире, поэтому  узел функционирует на все сто.

Логистика у самого перевозчика отточена, как пит-стоп на ралли, и направлена на то, чтоб борт как можно меньше времени проводил на земле и как можно больше в полете, поэтому рабочая смена каждого авиалайнера – минимум 13 часов в сутки. Так Air Asia стала первым азиатским лоукостером.

ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ АВИАКОМПАНИИ AIRASIA

В ноябре 2004 авиакомпания получила имя AirAsia Group Berhad, которое носит по сей день. Сегодня перевозчик обслуживает бюджетные линии в Юго-Восточной Азии и Океании уже восьмью подразделениями. Основной департамент делится на 6 представительств:

  • Malaysia
  • Thai AirAsia (Asia Aviation)
  • India
  • PT AirAsia Indonesia Tbk
  • Japan
  • Philippines.

В 2007 Эйр Азия замахнулась на трансконтинентальные перелеты из столицы Малайзии в Австралию и на Туманный Альбион. Для этого было создано дочернее предприятие Air Asia X Berhad, закуплены дальнемагистральные самолеты и открыта продажа билетов эконом-класса. Туристы повалили толпой. Фирма в свою очередь имеет 2 представительства: в Малайзии и Таиланде.

К августу 2019 планировалось открытие филиала во Вьетнаме, но контора неожиданно расторгла договоры с партнерами Hai Au Aviation и Gumin Company Ltd и сделала официальное заявление о том, что до 2022 года новых подразделений не будет. Руководитель Тони Фернандес озвучил цель развивать имеющиеся активы и уделить особенное внимание прибыльности дочерних ответвлений в Индонезии и на Филиппинах. 

НАПРАВЛЕНИЯ и ХАБЫ

Авиакомпания AirAsia долго носила статус местного перевозчика и занялась международными направлениями лишь после смены хозяина, открыв в 2003 году маршрут в Таиланд. В 2004 в расписании появились Китай, Индонезия и Филиппины. Еще через год к ним присоединились Камбоджа и Въетнам, затем Бруней и Бирма. В 2007 фирма открыла регулярные рейсы в Австралию, Новую Зеландию, Корею, Японию, Саудовскую Аравию, Японию и США.

Как эксперт, говорю прямо – все источники, которые пишут про 25 стран и 400 направлений, устарели, либо переписали, не глядя, у таких же. На сегодняшний день география лоукостера охватывает 22 страны, а в расписании можно выбирать из 152 международных и местных направлений (смотрите таблицу ниже).

Заметьте, все 24 ХАБа Аир Азии базируются в недорогих аэропортах Юго-Восточной Азии. Исключение составляет разве что единственный в этом списке узел в Токио, зато нет ни одного в Новой Зеландии, США, Корее или Австралии, что подтверждает политику фирмы в отношении экономии расходов.

AIRASIA – РЕЙТИНГ и НАГРАДЫ

AirAsia – народный любимец: красавицы-бортпроводницы в красных костюмах, доступные цены, множество популярных направлений по ЮВА. Креативная low cost политика и работа руководства над брендом приносят свои плоды, и фирма постоянно мелькает в рейтингах авторитетных аналитических компаний.

Первый свой титул «Авиакомпания года» предприятие получило в 2007 от Centre for Asia Pacific Aviation (CAPA), объединяющего глобальную сеть авиационных исследователей и аналитиков из Европы, Америки, Азии и Австралии.

В этом же году Skytrax, влиятельный британский оценщик качества оказываемых авиалиниями услуг, присвоил герою статьи статус «Лучший лоукостер 2007». Уступив этот титул конкурентам до 2009 года, фирма вновь завоевала его в 2009 и удерживала 11 лет подряд по 2019. Есть и другое мнение, так например, не менее авторитетный сервис Skyscanner в 2019 выделил Аир Азии в своем рейтинге в аналогичной номинации только 7-ое место.

С 2013 по 2018 дочернее подразделение AirAsia Х также ежегодно удостаивалась первой премии Skytrax «World Airline Awards» в нише бюджетных воздушных перевозчиков.

В этот же период 2013-2018 Эйр Азия прочно удерживала в своих руках награду «World Travel Awards», которая вручается как отличительная черта отраслевого совершенства в одном из ключевых секторов индустрии путешествий и туризма.

В 2010 году международная платформа бронирования Rome2Rio поместила компанию на первое место в рейтинге «Авиакомпания с самой низкой ценой 2010» (за 1 километр перелета на 1 пассажирское место) со средней по году стоимостью 0,035 $/км/место. В первую строчку этого хит-парада попадала и AirAsia X с цифрой 0,07 $/км/место, но в последние годы конкуренты ее подвинули. Например, в 2018 самой бюджетной признана Tiger Airways — 0,05 $/км/место. Кстати, среднее значение этого параметра у всех авиакомпаний мира составляет 11,4 руб/км/место, вот и сравните.

ИНЦИДЕНТЫ С САМОЛЕТАМИ ЭЙР АЗИЯ

28 декабря 2014 года произошла крупная катастрофа, самолет AirAsia следовавший в Сингапур  упал в Яванское море. Погибли все 162 человека. Вину возложили на пилотов и техническую неисправность. Интересно, что сразу 23 счастливчика по разным причинам (опоздали, изменили планы и т.д.) не сели на этот рейс.

30 декабря 2014 года лайнер компании совершил жесткую посадку на Филиппинах, промахнувшись мимо взлетно-посадочной полосы. Никто не пострадал, хоть пассажиры и натерпелись страху, покидая борт по спасательным трапам.

30 декабря 2014 года пилот воздушного судна услышал странные звуки в багажном отсеке через 5 минут после вылета из Бангкока в Кхонкэн. Решение было принято мгновенно – поворот на 180 градусов и возвращение в аэропорт Донмыанг. Осмотр отсека ничего не выявил.

7 сентября 2016 года борт, летевший из Сиднея в Куала-Лумпур, “внезапно” приземлился в Мельбурне. Неправильные координаты, неполадки в навигационной системе и все такое – ошибку признали за пилотом.

БУДУЩЕЕ АВИАКОМПАНИИ

Если смотреть на презентацию с официального сайта, то картина вырисовывается оптимистичная: контора с удовольствием делится успехами двух своих сильных дочек во 2 квартале текущего года.

AirAsia Philippines:

  1. Прибыль выросла на 777%
  2. Пассажиров перевезено на 22% больше
  3. Коэффициент загрузки самолетов улучшился до 91%
  4. Топливные расходы на км с посадочного места (CASK) снизились на 3%
  5. В парк добавилось 3 новых воздушных судна.

PT AirAsia Indonesia Tbk:

  1. Выручка в расчете на км с одного места (RASK) выросла на 6%
  2. Удельные топливные расходы снизились на 23%
  3. Открыт новый маршрут Ломбок-Перт и Ломбок-Куала-Лумпур
  4. Готовится запуск рейсов Джакарта-Белитунг и КЛ-Белитунг
  5. Добавилось 4 новых самолета.

На сайте также доступны и бухгалтерские отчеты с операционными и финансовыми показателями Эйр Азии, по которым можно оценить реальную ситуацию, увы, далекую от радужной. На нижеследующих скриншотах мы будем выделять и сравнивать 2 позиции – сумму долговых обязательств и стоимость активов. В результате нехитрой математической операции видно, что основное предприятие AirAsia Group Berhad гораздо больше должно, чем имеет. В аналогичном положении филиалы в Индии и Таиланде на 2019 год.

В 2012 году к биржевым торгам допущены бумаги Asia Aviation (инвестиционной фирмы тайского подразделения), в 2018 и самой Group Berhad, так что при желании вы можете вложиться в акции предприятия. Если захотите после изучения финансовых отчетов, разумеется.

Контора владеет сетью бюджетных отелей, сервисом проката автомобилей и даже выпустила собственную криптовалюту BigCoin и платежную систему BigPay. Пока цифровые деньги принимаются только самой компанией для оплаты обедов и напитков во время перелетов, но в будущем планируется вывести ее на уровень таких гигантов, как WechatPay и Alipay.

AIRASIA В ЦИФРАХ

Если вы путешествуете по ЮВА, то часто будете встречать в аэропортах красно-белые самолеты с символикой предприятия, фирменные стойки регистрации, а в сервисах бронирования билетов – предложения с интересной ценой. AirAsia это крупный авиакомпания, достаточно взглянуть на цифры:

  • Перевозчик имеет 8 подразделений
  • И 265 самолетов в парке воздушных судов
  • Базирующихся в 24 наземных ХАБах
  • Совершают более 10000 рейсов в неделю
  • По 388 воздушным маршрутам
  • Из которых 114 уникальны
  • Ежегодно 500 миллионов пассажиров
  • Из которых 100 миллионов уникальных
  • Летают в 22 различных страны
  • По 152 направлениям.

В моем личном рейтинге (авт.) Аир Азия победила в low cost номинации в 2019 году со смехотворной ценой 0,016 $ (1 рубль)/км/место по направлению Дзиньдзян–Куала-Лумпур–Дзиньдзян. Действительно – Теперь каждый может летать.

Похожие записи

Аэропорт Уфа

Парковка в аэропорту Уфы

Международный аэропорт в Уфе ежедневно встречает приезжих (пассажиропоток в год около 3 миллионов человек), поэтому вопрос парковки стоит особенно актуально. Стоянка может понадобиться в разной

Читать полностью »

ИСТОРИЯ АВИАКОМПАНИИ AIRASIA

Для написания статьи мы изучали официальные источники, финансовые отчеты компании AirAsia, котировки акций – никаких слухов и рерайтов, поэтому перед вами ценная и актуальная информация.

Читать полностью »
Поезд крупным планом BTS Bangkok

Метро Бангкока – BTS

Метро Бангкока BTS – это самый крутой вид наземного транспорта в Таиланде. Тайцы называют его Sky Train — Воздушное метро, так как большую часть своего

Читать полностью »
Поделись записью
Поделиться в vk
https://vk.com/id102625558